UA3AQL WEB Site
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Delta

Battery case для профессиональной рации
Своими руками.
Смотри так же: Отсек с сменяемыми акумами 18650 для радиостанций Yaesu FT-60, VX-120, VX-150, VX-170,FT-270, FT-277.
Motorola CP140 & Battary case

Это очень больной вопрос для многих походников и аутдорщиков, которые используют профессиональные радиостанции. Для многих их выбор является самым удобным – управление простое, рации надёжны и крепки, зачастую вполне экономичны. Сниженная чувствительность не отпугивает на фоне надёжности. Всё хорошо, но вот когда аутдор длится достаточно долго, или очень интенсивный радиообмен без возможности зарядить аккумуляторы, встаёт во весь рост вопрос автономного энергоснабжения зарядных устройств.
Конечно, рассчитав на основе Dtz необходимое количество заряженных аккумуляторов, и забарахлившись ими, отправится в пампасы, считая проблему решённой. Однако это работает только на «малых дистанциях», в недолгих походах. Потому что надолго запасти к проффесионалкам аккумуляторов сложно по двум причинам: 1. Они дорогие 2. Они со временем саморазряжаются.
Единственным исключением служит технология Eveloop, но эти банки почему-то в профессиональные аккумуляторные сборки не ставят (скорее всего из-за предполагаемой области применения – охр. структуры и службы, где аккумуляторы не хранятся заряженные месяцами, а сразу идут в дело). Так что запасливый на аккумуляторы походник рискует в нужный момент оказаться с кучей бесполезного и тяжёлого хлама, который когда-то был рацией с аккумуляторами, если у него профессиональная рация, и без возможности накормить её батарейками. Выхода из ситуации два: сделать внешнее питание (разъём на аккумуляторном блоке и провод к источнику питания), или обзавестись батарейным отсеком, которого производитель рации не выпускает.
Например, у раций Kenwood 2107[L] (TWR—TK340), для которых штатный аккумулятор KNB-15, батарейные отсеки такого форм-фактора в природе заводские существуют. Поэтому ищем на месте продажи KNB-15A или тех, что нужны, и просим пару-тройку умерших, не заряжающихся аккумуляторов – «Для опытов». Обычно, если есть, не отказывают (утилизировать их отдельные трудности).
теперь начинаем переделывать их в батарейный отсек. Переделка происходит в несколько этапов – сначала вскрытие трупа – аккуратно, не ломая подпиливаются места, где склеены створки корпуса.
В зависимости от конструкции аккумуляторной сборки, есть несколько способов «вскрытия». Самым «гуманным» считается с помощью холодильника: аккумулятор кладётся в морозилку до полного промерзания, пластик становится хрупким, и пока не оттаял отвёрткой или стамеской аккуратно вскрываются места склейки. Но этого не всегда достаточно. Иногда приходится подпиливать – чтобы слом не пошёл туда куда не нужно, и не разломался весь корпус. Тут в дело идут тонкие обломки ножовочного полотна по металлу – можно выточить на них зубчик, и им аккуратно выстругивать в нужном месте клеящий материал. И пожалуй самый варварский способ – просто взламывать отвёрткой. Он работает исправно только тогда, когда части корпуса аккумулятора склеены не плотно.
Следующий этап – потрошение, извлечение содержимого – отслуживших своё аккумуляторных батарей, затем монтаж соединительных контактов между створками корпуса, и укрепление их, пайка к ним контактных площадок для батареек, и приклеивание остальных контактных площадок. Понятно, что всё это проделывается вдумчиво и аккуратно, с постоянной подгонкой и проверкой.


Самодельные батарейные отсеки для Kenwood TK-2107, типа KNB-15, в сборе и открытый
 
 
Battary case for Motorola CP-140
Батарейный отсек из аккумулятора для Motorola CP-140


Возможно, конструкцию придётся дополнительно укреплять рёбрами жесткости или прокладками, потому как из 3-х вскрытых мной KNB-15A все три внутри оказались очень разными по устройству.

 


Самодельный батарейный отсек для Kenwood TK-2107, типа KNB-15

Так же отсутствием battery case болеют почти все рации Motorola. И тоже к ним колхозится батарейный отсек из отслуживших своё аккумуляторных сборок.
Кстати, выше упоминалась технология Eveloop, аккумуляторные банки с высоким внутренним сопротивлением, и по отзывам за 1-2 года хранения они теряют не более 5% заряда.

 

 


Аккумуляторные банки на 2500mAh и 500циклов с высоким внутренним сопротивлением

Эти банки, как видно на фото, выполнены в форм-факторе именно батареек типа АА (LR6), поэтому простой заменой банок выработавших ресурс на эти проблему не решить, а вот в батарейный отсек их воткнуть можно, и получить своеобразную альтернативу – это не батарейки, которые использовал и всё, а аккумуляторы такой же ёмкости, способные долго хранить заряд как батарейка. Стоят они не дёшево, но если батарейки в походе расходуются регулярно, то они быстро окупятся.

 

И конечно же, в рамках вопроса нельзя обойти стороной такой вопрос, как простое «прокачивание» убитых аккумуляторов. Здесь выгода двойная: во-первых, в результате мы получаем более ёмкий аккумулятор, чем был, во-вторых, он обходится дешевле, чем покупка «родного». Это если не считать того, что этот самый «родной» ещё найти надо, а аккумуляторные банки продаются достаточно распространённо, причём не малой ёмкости. В итоге свежий такой прокачанно-самодельный аккумулятор частенько может заменить как сами аккумуляторы, так и аварийный запас батареек (если нет риска, что разрядятся сами собой).

В качестве примера, приведу «прокачку» аккумуляторной сборки от раций Yaesu / Vertex FNB-V94 (VX-414 VX-417 VXA-220 VXA-300 FT-60R FT-250R FT-270R FT-277R). Аккумуляторная сборка вскрывается, извлекаются сваренные точечной сваркой старые банки, аккуратно отсоединяются от ленточных проводников и обвязки (как правило это термопредохранитель и защитный от кз и переполюсовки диод) – они нам ещё пригодятся, и на их место укладываются новые банки высокой ёмкости. Обвязка припаивается (поскольку точечная сварка доступна не всем) не совсем обычным способом.


Yaesu VX-170, и аккумулятор типа FNB-83 в разборке

По опыту – нужна паяльная кислота, паяльник мощностью не менее 50Вт, и понятно припой. Необычность состоит в том, что новые банки нельзя перегревать паяльником, поэтому процесс припоя нужно сделать как можно более кратковременным. Для этого сначала все спаиваемые поверхности лудятся, на банках – одним быстрым касанием паяльника, чтоб не разогревать банку (для этого паяльник и нужен мощный), а потом спаивается так же быстрыми касаниями. Если всё делается аккуратно и правильно, то через час неспешной и вдумчивой работы с перекуром мы получаем готовую новую аккумуляторную сборку.

Пример:
Итак, сдох акум от Yaesu, стандартный, FNB-83 (1400мА/ч). Он пахал долго и плотно... новый такой стоит от 1000р. (за 1400мА/ч) до 1200 за FNB-V94 (1800мА/ч). При цене за саму рацию в 4500. Это 30% рации.
Пром-банки по 125р. каждая на 2500мА/ч. =850р. Затрачиваю (при опыте) на всё 5 минут. При паре некривых лап и тюбике клея, получаю новенький аккумулятор для Yaesu VX-170 2500мА/ч за 850р (назовём его “FNB-B96”):


«прокачанный» отсек для Yaesu VX-270, типа FNB-83 с банками на 2500mAh “FNB-B96”

Таким образом, проблему питания в долгих автономах профессиональных раций можно решить. Единственное, что может быть внезапно-неприятно в связи с использованием 6хAA , это что стандартный аккумуляторы профессиональных раций почти все на 7,2V и 7,4V(Li-Ion/Po), а батарейки выдают на питающие контакты 1,5х6=9,0V. Радиостанция скорее всего не сгорит, они как правило выдерживают до 16V на входе, но у них может быть встроенный стабилизатор, который избыток напряжения просто рассеивает в нагревание самого стабилизатора. Именно поэтому у некоторых раций параметр Dtz от батарей ниже, чем от аккумуляторов даже меньшей ёмкости. Для таких аппаратов есть простой выход из ситуации – в получившийся battery case вместо одной из батарей класть замыкающую контакты проставку, по сути - имитатор батарейки, контакты которого соединены напрямую между собой. В этом случае выходное напряжение составит 7,5V, что вполне «устроит» стабилизатор рации, и не приведёт к расходу излишнему батареек.

Есть ещё одно решение проблемы, которую можно назвать "казус зарядника". Оно имеет смысл для тех, у кого завалялись вполне рабочие радиостанции, но у которых сдох аккумулятор или нет зарядного устройства, а покупать-искать новый, устраивать реанимацию старого просто нецелесообразно по деньгам или ещё по каким-то причинам. Ниже приводится пример решения с радиостанцией Kenwood TK-2107, которую было сложно использовать по назначению резервного "говорящего камня", из-за как раз проблем "зарядник-аккумулятор". Эта такое использование радиостанции-резервиста в качестве резервной-на выданье, т.е. когда надо какому-то камраду оперативно одолжить рацию, что бы держать связь в походах. Например, проводнику в горах, товарищу, который в рациях не разбирается. Там очень простое управление и ничего лишнего. В общем, простая, надёжная и дешёвая радиостанцмя, при наличии батарейного отсека (а он есть). Минус основной - то что нет разъёма для внешнего питания, но при режиме говорящего камня на выданье - это не важно. Зато другой - заключается в том, что зарядное устройство KSC-15, поставляемое вместе с рацией, на самом деле просто корпус зарядного стакана с контактами, на которые тупо подаётся 8,4 вольта от сетевого адаптера, и примитивная схема из 2-х резисторов, которая так же тупо включает красный светодиод, когда аккумулятор вставлен в стакан. Всё. Такая "тупая" зарядка не только очень долго заряжает, и узнать когда зарядит не даст, но и даже хорошие аккумуляторы быстро сведёт в утиль. А из-за популярности модели, аккумуляторы KNB-15A стали ещё более популярны, соответственно в Китае их начали лепить по подвалам из всякого шлака. получалось, что хорошо зарядить аккумуляторы к этой рации и более-менее оставаться на связи получится, если постоянно покупать и расходовать на батарейки, что не очень хорошо, а заряжать нормально аккумуляторы скажем моей зарядкой от Yaesu, на проводочках соединяя клеммы - очень не удобно и теряется смысл как "рации на выданье" и резервной. Проблема свелась к тому, что нужно было придумать, как сделать нормальную работу от аккумуляторов, которые можно нормально заряжать самостоятельно, при этом не возясь с проводочками, а лучше вообще без задействования для этого мозга :) Решение пришло, когда я увидел держатель двойной для аккумуляторов типа 18650 за 50р. Т.е. по идее, если его вмонтировать в корпус от родного аккумулятора для Kenwood TK-2107, но так что бы их можно было вынуть, и зарядить любой зарядкой для 18650 - то проблема решается. Держатель удобен тем, что не надо колхозить с применением высокого искусства лямели и посадочные места внутри корпуса "чужого" аккумулятора, заточенного для 6-ти банок типоразмера АА. Но нужно добиться, чтобы они влезли - и держатель, и аккумуляторы. Кстати, когда вскрыл "родной" KNB-15A, выяснилось, что там мало того что банки какие-то левые, ещё и кусок железа приклеен для веса, чтобы сборка на ощупь-вес казалась более "правильной". Тут как раз обнаружился "лишний" аккумулятор от какого-то АйКома - достался халявой на дербалове, но самой рации не было и не будет. Вскрытие показало, что внутри как раз 2 банки 18650 и схема балансировки заряда (чтобы при подаче зарядного напряжения тех же 8,4в они заряжались одинаково наиболее "плотно"). И вот что получилось:

Видно всё сборе, со снятым акумом - видно шильдик от АйКома, который я переклеил, отрыт акум - видно балансировочную плату, и с вынутыми 18650. тест-драйв показал отличные результаты, проблема "казуса зарядки" решена - теперь можно зарядить хоть штатно - не разбирая через схему балансировки, просто воткнув в подходящий зарядник, либо использовать классический блок зарядки акумов типа 18650. Но это в этой идее просто бонус, можно обойтись без схемы. Всё это на примере KNB-15A от Kenwood TK-2107, но применимо и к другим рациям. Можно просто переделать имеющуюся аккумуляторную сборку под 2х18650. Тем самым поставить рацейку в боевой строй с минимумом затрат (на 2 банки 18650 и держатель) - только небольшое слесарное танго и балет с паяльником на один вечер после работы.

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
eco.na-vi.su Эко-товары и экотуризм земной Пандоры - Горного Алтая. Частичка природы земли, увлекательные материалы о загадочном крае
Лесной снайпинг Robin Couton site
Pandora Форум
Black Raven site
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright Robin Couton © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz